16.06.2022
Александрова Анна, Аладашвили Екатерина

Элизабет Радюк: «Мы хотим пробуждать в людях осознанность. Общество должно знать, как общаться с людьми с ограничениями»

Элизабет Радюк: «Мы хотим пробуждать в людях осознанность. Общество должно знать, как общаться с людьми с ограничениями»

Может ли бизнес быть музеем, а музей предоставлять развлекательный контент? О поиске смыслов, социальной ответственности, осознанном обществе и том, почему «у каждого темнота своя» – в интервью с генеральным директором и совладельцем Музея «Прогулка в темноте».

Персона: Элизабет Радюк, генеральный директор и совладелец Московского сенсорного интерактивного музея «Прогулка в темноте», бизнес-консультант и коуч.

ПРО МУЗЕЙ 

- Элизабет, вы по образованию учитель русского языка и литературы. Расскажите, как возникла идея создания музея в темноте? Как и кем была разработана первоначальная экспозиция музея, посвященная миру незрячих людей?

Я не только учитель русского языка, но считаю это своим основным образованием. Благодаря этой профессии в моей жизни сформировалось многое, что касается смыслов и содержания. Также у меня есть степень MBA и в этом году я заканчиваю получать психологическое образование – учусь на коуча, это мне было необходимо для работы.

Что касается музея, здесь нужно уточнить, что идея принадлежит не мне.

Изначально Музей организовали четверо друзей, ТОП-менеджеров крупных российских компаний. Максим Крутько увидел подобный проект в Европе и привез идею в Россию. Идея и бизнес-модель разрабатывались два года, еще два года осуществлялся запуск: с 2012 по 2016 годы. Ребята серьезно подошли к делу, их бизнес-модель до сих пор рабочая: на ее основе можно тиражировать и углублять бизнес.

Меня пригласили работать в качестве директора в 2020 году, а осенью 2021 года я стала совладельцем музея.До этого я работала в музее аэропорта Шереметьево, сейчас он закрыт.

- Отличается ли алгоритм создания музея от открытия другого бизнеса? Накладывает ли слово «музей» дополнительную ответственность на бизнес?

Мы – частный музей. Законодательством это никак не определено. Но буквально несколько лет назад образовалась Ассоциация частных и народных музеев России, и одной из первых ее целей стало законодательное признание частных музеев. В условиях пандемии, когда традиционным музеям разрешалось работать, нас два раза полностью закрывали. Кроме того, иметь статус музея – это почетно, и все, кто входит в Ассоциацию, это понимают.

В то же время мы – бизнес, социально-ответственный бизнес. Мы должны сами себя содержать и иметь прибыль на развитие, поэтому мы живем по законам бизнеса. Это – новый формат на стыке сфер, у которого еще нет определения.

- Частные музеи могут быть оформлены как ИП, ООО или НКО. Какую вы выбрали организационно-правовую форму?

Мы – социально ответственный бизнес, и недавно оформили НКО для новой локации, чтобы открыть культурный центр на Арбате.

Мы хотим быть не только проводниками, которые показывают, как живут незрячие люди, но и пойти глубже: вести научную деятельность, исследовать, как зрительная депривация влияет на внутреннюю (самую главную) работу человека и развитие человеческих качеств.

У нас уже есть такой опыт, и мы знаем, как это делать. Для этого нам нужно НКО.

- Почему люди к вам приходят в первый раз и почему приходят повторно? В чем состоит их главная мотивация посетить Музей?

У нас есть предположения на этот счет. Изначально к нам приходили за необычным развлекательным контентом. Сегодняшнему «поколению зумеров» продукты, которые мы создаем, очень понятны и близки: им важны смыслы, эстетика, социальная ответственность, экологичность. Мы соответствуем всем этим параметрам, поэтому нас выбирают. Других гостей привлекает разнообразие продуктов: у нас можно провести и первое свидание, и тимбилдинг, и отметить день рождения ребенка.

Начав со слогана «Закрой глаза и посмотри», мы совместно с нашими посетителями со временем пришли к слогану «У каждого темнота своя». Это очень глубоко.Каждый находит в музее что-то свое. Перечитывая произведения классической литературы, мы каждый раз находим там новые слои и смыслы. То же происходит и с нашими клиентами в Музее. Даже люди, пришедшие просто за развлечением, неминуемо открывают для себя новые смыслы. Это очень важно в наше время.

ПРО ДЕНЬГИ 

- Сколько средств было вложено в развитие музея с начала основания? Сколько стоит содержание музея в месяц? Какая наиболее существенная статья расходов?

В запуск первой точки в ТРЦ «Ривьера» было вложено 14 миллионов, потом «докладывалось» еще несколько. Дальше в развитие активно не вкладывали, потому что это был стартап — его тестировали. В этом году на вторую точку нам понадобилось 27 млн руб. и это, конечно, еще не все инвестиции.

Что касается содержания, то точка в Ривьере обходится в 1,2–1,4 млн руб. ежемесячно в зависимости от сезонности. На Арбате сезонности не будет, и содержание будет обходиться в 2,5 млн руб.

- Во время пандемии музеи очень сильно пострадали. Как вы пережили тот период?

Времена были трудные. Подушки безопасности хватило на первые три месяца локдаунов, затем появились долги за аренду. После отмены локдауна были ограничения, не позволяющие работать в полную силу. Мы работали практически «в ноль»и как могли, старались сохранить компанию. За 2020-2021 годы долг по аренде вырос до 2,5 млн руб., и арендодатель уже попросил нас освободить помещение. У основателей на тот момент уже были другие бизнесы и вкладывать такие суммы никто не мог, но все хотели, чтобы Музей жил дальше. Мы стали искать инвестиции. В итоге мне удалось найти человека, который смог вложиться, оформив займ. На сегодняшний день Владимир Дружкин является соучредителем музея. А на погашение налогового долга пошла полученная музеем субсидия. Так мы вышли из долгов и перезапустили проект.

Сейчас, когда все ограничения отменены, мы уже в плюсе. Более того, мы нашли инвестора на развитие, и открываем большой Музей на Арбате, 17. Сейчас там уже функционируют кофейня “BlackOut” и картинная галерея с работами художников-современников.

ПРО КОМАНДУ 

- У вас работают незрячие экскурсоводы. Как вам удается создать атмосферу, где все коллеги взаимодействуют и понимают друг друга?

Соединить – это была заслуга основателей. Я поддерживаю и развиваю созданную корпоративную культуру с помощью коучинга, метода спиральной динамики, опыта бирюзовых компаний. Сейчас у нас уже есть свои наработки, сложившаяся культура и принципы.

У нас сильнейшая команда, все члены которой любят свою работу. В музее нет текучки: мы только набираем людей. Сотрудники уходят редко и, чаще всего, когда чувствуют желание развиваться дальше. Команда состоит из осознанных людей.

Я считаю, что реализовать это удалось благодаря тому, то все наши замечательные гиды – невероятные личности. Несмотря на ограничения по зрению, их жизни качественнее и интереснее, чем у многих полноценных людей.

Наши гиды – кандидаты в мастера спорта, музыканты, люди, имеющие по три высших образования. Нам всем есть чему у них поучиться.

- Не тяжело ли незрячим людям каждый раз рассказывать одно и то же посетителям? Кто составляет программу и придумывает мастер-классы?

В музее очень серьезный отбор и обучение: с момента, когда новый гид приходит к нам работать впервые, до первой его экскурсии проходит 2 месяца. Недостаточно просто знать содержание экскурсии, надо уметь отдавать себя, и это должно быть интересно прежде всего самому гиду. Нам важно, чтобы ребятам было интересно, и они оставались в команде надолго.

Программа у экскурсии одна. Гиды могут импровизировать, и это приветствуется. Несмотря на то, что все гиды ведут одинаковую экскурсию, каждый делает это в своем стиле: часто люди возвращаются, чтобы попасть на прогулку еще и к другому гиду.

Кроме того, все наши продукты создают сами гиды. Методолог обязательно спрашивает их мнение,только после этого мы дорабатываем новый продукт: мастер-классы, квесты, экскурсии для новой точки.

Избежать выгорания помогает и ограниченное число экскурсий в месяц для каждого гида. Многие из них совмещают работу у нас с журналистикой, работой на радио, спортивными тренировками.

- Какие основные трудности вы бы выделили в трудоустройстве слабовидящих людей?

Основная проблема состоит в том, что рынок сегодня может предложить мало интересных вакансий незрячим. Всесторонне развитым, образованным, интересным, любознательным людям сложно реализовать свой потенциал,реализоваться как личностям.

Например, незрячие люди прекрасно могут справляться с работой журналистом или с работой на радио. Современные технологии позволяют им делать это: они могут и писать тексты, и работать с компьютером, и пользоваться мессенджерами. Но для этого нужно обучение и обмен опытом, что позволит им быстрее получать информацию и интегрироваться в общество. И это – вторая проблема. В созданном нами НКО предусмотрен обмен опытом зрячих и незрячих специалистов.

А еще мы объединяем социальные бизнесы. На Арбате (чуть позже такая же витрина появится и в «Ривьере») мы создали витрину проектов и бизнесов социальных предпринимателей, где заняты как незрячие, так и люди с другими формами физических ограничений.  Там можно приобрести товары, которые они производят. Также мы работаем над созданием маркет-плейса. Поэтому, покупая у нас, вы поддерживаете социально-ориентированный бизнес в целом.

Кстати, в музейной лавке на Арбате можно приобрести и авоськи проекта Евгения Рапопорта «Авоська дарит надежду», интервью с которым есть здесь (ред.).

Еще одна проблема состоит в несформированном отношении общества: кто-то никогда не видел незрячего человека, кто-то боится суеверным страхом даже касаться этой темы. Наша миссия еще и в том, чтобы показать, что незрячие– такие же люди, как и мы с вами.

ПРО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ, РЕКЛАМУ И КОНКУРЕНЦИЮ

- Как вы сейчас позиционируете Музей: это место для развлечения, созидания или открытия новых ощущений?

У нас не просто развлекательный, а развлекательно-образовательный контент. Наша основная задача – пробуждать осознанность.

- Любой музей борется за аудиторию. Сложно ли конкурировать с другими видами развлечений?

Я считаю «Прогулку в темноте» инновационной компанией: то, что мы делаем — это  инновация. А если компания инновационная, то у нее практически нет конкурентов. В этом плане музей можно сравнить с классическим бизнесом-монополистом: у нас высокое качество. А если кто-то пытается нас повторить, то качество получается низкое, потому что вкладывать нужно очень много. Поэтому, пока мы такие (а мы такими будем всегда), явных конкурентов у нас нет.

Это, кстати, работающий для любой сферы бизнеса инструмент: чтобы быть вне конкуренции, надо быть инновационной компанией. Инновационной не обязательно технологически, а во всех структурах: подходе, управлении, маркетинге.

 

- Как Музей привлекает  посетителей?

До 2019 года включительно в маркетинг особо не вкладывались. Среди инструментов был smm и работа с такими платформами, как Яндекс.Афиша, KudaGo, и так далее. Основной поток клиентов обеспечивало сарафанное радио.

Сейчас мы вернулись на прежние позиции и планируем активно вкладываться в маркетинг. Мы запланировали, что на продвижение двух точек нам потребуется 2-2,5 млн рублей в год.

- У многих музеев есть дни бесплатного входа. Участвуете ли вы в подобных акциях?

Мы на постоянной основе участвуем в программе «День без турникетов». Участие в «Ночи музеев» и «Ночи искусств» стало возможным с открытием локации на Арбате. В «Ривьере» это было невозможно, потому что ТРЦ работает до 23.00.

Также мы ведем благотворительную деятельность, и раз в месяц даем возможность любому фонду или НКО прийти в музей бесплатно.

Какой у вас горизонт планирования, и чтобы вы хотели сделать в ближайшее время?

Я – стратег, это моя основная экспертиза. Поэтому планы у нас далеко идущие, и настроены мы серьезно.

Расширение бизнеса – это возможность предоставления бОльшего количества рабочих мест. Мы будем тиражироваться и франшизной системой, и открытием новых точек не только в регионах, но и по СНГ. Будем открывать другие компании: маркетплейс и СМИ, которое будет освещать темы социально-ответственного бизнеса и частных музеев. У нас уже есть собственное кафе и в планах открытие сети. Хотим создать парк аттракционов, где будет намного экстремальнее, чем в классической версии «Прогулки».

Мы хотим пробуждать в людях осознанность через внутреннюю работу и трансформацию личностных качеств. Исследования влияния зрительной депривации на любого человека позволяют найти решения, на основе которых методологи музея разрабатывают уникальные решения для  образовательных продуктов различного формата. Такие программы предлагают конкретный инструментарий: как именно можно проводить ту самую трансформацию и как на практике работать над своими качествами. Это те самые гибкие навыки, которые так востребованы сейчас в бизнесе и в обществе в целом.

Мы ходим обрести достаточный вес и уровень влияния в социально-ответственном бизнесе, чтобы иметь возможность передавать и тиражировать свой опыт.

 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/