16.02.2010
Анна Рыбникова, Портал начинающих предпринимателей

Олег Воробьев,Медиахолдинг "Gaudeamus", учредитель

Олег Воробьев,Медиахолдинг "Gaudeamus", учредитель

«Скоро главным источником доходов вместо газеты станет вэбсайт»

В 1994 году - первая независимая студенческая газета? Через 15 лет - прибыльный медиахолдинг? При этом - успешная "Школа журналистики", "Марафон свиданий" и множество других проектов? О том, как активно вести бизнес и не терять вкус к жизни, быть всегда молодым в идеях и действиях и не бояться трудностей в интервью Порталу начинающих предпринимателей Smallbusiness.ru рассказал Олег Воробьев, учредитель медиахолдинга "Gaudeamus".

Родился в г. Североморск. Окончил факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. 
Работал в газетах «Мурманский вестник», «На страже Заполярья», журнале «7 päivää» (г. Хельсинки). 
В 1994 г. в Санкт-Петербурге с группой амбициозных молодых людей Олег начал издавать независимую городскую студенческую газету Gaudeamus.
С 2006 г. Gaudeamus стала издаваться и в Москве. С 2003г. проходит ежегодная школа журналистики и медиабизнеса Gaudeamus.   
Олег подходит к процессу управления бизнесом творчески, помогая молодым людям реализовывать себя там, где они сами этого желают. Любые кризисы считает явлением временным и не мешающим наслаждаться жизнью.

Олег, расскажи, что нового произошло в жизни Gaudeamus за последний год?

Нас здорово долбанул кризис! Наконец-то перестроились и стали активно заниматься своим вэбсайтом. Уже есть успехи: переведены в виртуал такие процессы, как планерка,  интервью и офисная работа в Питере.

Еще радуют наши оффлайновые проекты: «Школа журналистики» и «Марафон свиданий». Люди встречаются, люди влюбляются... Некоторые даже в журналистику.
 
Что самого позитивного принесли эти изменения тебе и команде, которая трудится над проектом?

У меня появилось чувство свободы от ежедневной издательской рутины, в которой я существовал 14 лет. Скайп, мобильник, «Вконтакте» и наш сервер позволяют работать в отрыве твоей задницы от офисного кресла. Какие-то процессы мы автоматизировали, какие-то выкинули за ненужностью. Большое спасибо замечательным людям, моему заместителю в Москве Диме Кабину и выпускающему редактору издания Грише Набережнову за то, что они тянут на себе практически весь наш ежедневный позитив и позволяют мне ограничиться ролью учредителя.
 
Если вспомнить начало работы проекта, какие первые шаги были сделаны?

Первые наши шаги были откровенно дурацкими. Слово «бизнес» мы произносили значительно чаще, чем им занимались. Мы сначала решили делать газету, а потом задумались об источниках дохода. Ушли годы на то, чтобы понять, как нужно продавать то, что мы делаем. Как жизненный опыт это очень интересно. Однако сейчас я рекомендую начинать с бизнес-плана.
 
Чем отличается старт нового бизнеса от развития существующего?

Мне кажется, это все понимают. В первом случае больше свободы, во втором — больше ответственности за сохранение достигнутого.
 
А почему ты решил создать независимую студенческую газету вместо того, чтобы, например, писать статьи в независимые «взрослые» издания?

До Gaudeamus я работал в двух десятках газет. Достали меня все эти старые маразматики. Примерно та же мотивация была у всей нашей команды.
 
Как удалось привлечь средства (инвестиции) на старте проекта? А рекламодатели пришли сразу?

Мы начинали как грантовый проект Российско-Американского информационного пресс-центра. Сразу пришел один рекламодатель: по знакомству, на 25 долларов. Потом мы заработали по бартеру верстальный компьютер. Отдельный офис появился чрез 2 года.
 
А как ты продвигал, пиарил свой бизнес в начале пути?

Было бы не правильно говорить только обо мне. Gaudeamus создавала команда из 6 человек. В 1994 году студенческая газета сама по себе была явлением вызывающим для многих. Мы были избавлены от необходимости себя пиарить, достаточно было печатать и распространять газету по вузам — мы автоматически были в центре скандалов и конфликтов. О нас писали городские СМИ, хотя мы об этом не просили.

Сейчас это немыслимо, на рекламу требуются деньги. Хотя бывают и сюрпризы. Год назад наши «заботливые» коллеги из одного неконкурирующего СМИ написали на нас донос в разные государственные инстанции, что мы, мол, разлагаем молодежь. Новость о нашем возможном закрытии в течение двух дней была на вершине новостей mail.ru, yandex и прочих ресурсов. По моим подсчетам, мы получили бесплатной рекламы на 15 000 долларов. От стукачей тоже бывает польза.
 
Когда видишь, как студенты читают газету «Gaudeamus», останавливаешься чтобы «полюбоваться»?

Конечно, всегда.
 
Получается, что в основном коллектив компании состоит из молодых людей, студентов, которые, как известно, свободолюбивы и заняты кучей дел одновременно. Да еще и сотрудники меняется достаточно часто. Как удается управлять командой?

Да мы давно забили на управление журналистами. Средний срок жизни хорошего автора в газете — 1-2 года. Потом профессиональный рост. Так что времени возиться с новенькими — минимум. Все правила и инструкции по подготовке материалов существуют в письменном виде. Хочешь работать — читай инструкции, шли свои заготовки редактору, как только заготовки начнут приобретать хоть какую-то форму — редактор непременно тебе ответит и тобой займется.
 
Менялись ли по мере работы основные задачи компании? Возможно, ты в какой-то момент понял, что основной доход в этом бизнесе будет не от газеты, а от какого-то другого направления?

Чем мы только не занимались: концертами, праздниками, конференциями, промо-акциями. При этом газета была нашим главным источником доходов. Так будет еще какое-то время, но потом обязательно место газеты займет вэбсайт.
 
Сейчас твой проект развивается как в Москве, так и в Питере. Где видишь больше перспектив? Или может впереди новые географические горизонты?

Я перестал мыслить категориями городов и начал мыслить категориями языков. Gaudeamus — газета для всех студентов, которые читают по-русски. Пока.
 
Олег, ты достаточно много путешествуешь. Замечал ли разницу между студентами в разных городах?

Есть культурные особенности, но, в общем-то, студенты во всем мире очень похожи. Они хотят «прогнуть под себя» этот мир и радоваться жизни.
 
А какие у тебя бизнес-планы на будущее? Сколько по-твоему собственных бизнесов человек может открыть за всю жизнь?

Человек может открыть любое количество бизнесов. Главное — не становиться заложником их количества :)

В обозримом будущем я хочу посвятить себя современным образовательным технологиям, в том числе и в журналистике.

Блиц-опрос:

Ваш любимый вид спорта? 
Горные лыжи

Ваш любимый фильм? 
«Такси»

А пахнут ли деньги? 
Да

Кого считаете Вашим наставником в бизнесе/ориентиром для роста? 
Стив Джобс, глава компании Apple

Что считаете лучшим подарком для Вас 
Деньги, автомобиль, колесные диски, зимняя и летняя резина

Самая амбициозная мечта, которая приходит Вам в голову 
Неприлично.

Какую музыку Вы любите? 
Блюз, джаз, лаунж

Продолжите одним, двумя словами: "свой бизнес – это…" 
Много свободы и много геморроя

Главное, что Вы пожелаете начинающим предпринимателям (независимо от их 
возраста и пола) 

1) Берегите здоровье.
2) Не откладывайте хорошую попойку и секс.

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/