13.03.2010
Шамиль Юсупов, Портал начинающих предпринимателей

Сергей Орлов, ЗАО «С МЕДИА», генеральный директор

Сергей Орлов, ЗАО «С МЕДИА», генеральный директор

«Эффективный бизнес — это любимое дело, а его качество зависит от качества сотрудников!»

Ярый приверженец информационных технологий с юных лет, он уже в старших классах школы занимался подработкой в популярном интернет-магазине. Позже подработка переросла в профессиональную деятельность — редакторскую работу. При этом мысли о собственном деле уже в тот момент всё увереннее «шагали» с Сегреем по жизни. О том, как в кризис его нынешний проект уцелел в фактически гибнущей отрасли; как и за счет чего удается сейчас ставить компанию на ноги; и каких иллюзий важно избегать при запуске своего дела нам рассказал совладелец медиакомпании «С МЕДИА» и главный редактор журнала «Магазин свет» Сергей Орлов.

О персоне: Сергей Орлов, генеральный директор ЗАО «С МЕДИА»
 
Окончил Российский государственный социальный университет (РГСУ).
Работал в подразделениях компании Rambler и ИД «Техномир».
После чего перешел на работу в подразделение CNews группы компаний Армада на должность редактора. Дебют в предпринимательской деятельности – организация фотостудии 3DF в 2003, 2004 годах. С начала 2008 г. возглавляет проект «Магазин свет», а с 2009 года также руководит ЗАО «С МЕДИА».
 

С чем связано последнее яркое событие в жизни компании «С МЕДИА»?
 
Да у нас каждый день — это яркое событие. Во-первых, мы пополнили штат сотрудников молодыми и энергичными специалистами. Во-вторых, значительно увеличили аудиторию онлайн-журнала и в два раза увеличили тираж печатного издания. Ну, и в-третьих, заключили долгосрочные контракты с крупными рекламодателями и ведущими выставками.
 
Многие начинающие предприниматели сейчас стремятся сделать бизнес в Интернете, запускают онлайн-проекты. Но обычно это что-то модное, модерновое, либо предельно понятное и простое. Почему ты решил развивать ресурс такой, отчасти, нестандартной тематики – о светотехнической отрасли?
 
Возражу. Тематика довольно-таки заурядная — отраслевым СМИ сегодня никого не удивишь, вдобавок, помимо присутствия «в сети», мы еще и печатаемся. Решения о начале работы было обусловлено рядом факторов — это мой собственный опыт и интерес, наличие надежного партнера и слабые проекты-конкуренты.

Что же касается «модного», «модернового» и «простого», то к моему великому сожалению в современной России очень мало примеров успешных бизнесов, основанных на оригинальных идеях. Зачастую, предприниматели смотрят на Запад и заимствуют уже реализованную успешную идею, лишь адаптируя ее для отечественных условий. Впрочем, оно и неудивительно — для нестандартных проектов требуются огромные инвестиции, причем, зачастую, «слепые». Мало кто отважится давать деньги сегодня под неопределенные долгосрочные перспективы. Пожалуй, такое возможно лишь под «нано-штандартом». А если нет денег, то и реализация бизнес-идеи будет хромать на обе ноги. Сам же «онлайн-бизнес» весьма дорог из-за недостатка в стране квалифицированных IT-специалистов.
 
Если вспомнить старт проекта, каковы были первые конкретные шаги в его реализации?

Вероятно, как и у всех — это составление бизнес-плана, формирование технического задания, подбор готовых технологических решений. Похвастаться, что проект был рожден в клубах дыма кубинских сигар за бокалом брэнди, не смогу. При этом уверен, что ход развития проекта поддается прогнозированию, хотя уже сейчас некогда четкая картина принимает расплывчатые очертания, поскольку от заданного курса мы отклонились. Радует, что в сторону роста.
 
А почему ты решил отказаться от позиции наемного специалиста и создать свой бизнес?
 

Амбиции. Я работал в крупных компаниях и участвовал в популярных проектах, но на рядовых должностях, где мои идеи зачастую не рассматривались, а попытки выхода за рамки существующих задач почти всегда встречали «пассивное» сопротивление со стороны коллектива. При должном упорстве и инициативе, безусловно, любое сопротивление падет, но зачем растрачивать драгоценное время на благо других?
 
Сергей, а как тебе удалось привлечь средства (инвестиции) на старте проекта? Какие советы в этом плане можешь дать начинающим предпринимателям
 

Мои советы имели бы право на существование в том случае, если бы я занимал позицию инвестиционного менеджера. Но поскольку я таковым не являюсь, могу сказать о существующих методах привлечения инвестиций для малого и среднего бизнеса. Во-первых, банковский/инвестиционный кредит — в средневековой Руси такой метод называли «кабальным холопством». Во-вторых, собственные сбережения или сбережения близких друзей и знакомых «под честное слово». Как правило, на такие деньги возможно организовать небольшой семейный бизнес, но лишь сервисный или упаковочно-сборочный.

И в-третьих, деньги партнера. Наиболее реальный способ привлечения средств для малого бизнеса, но почти всегда сопряженный с потерей доли в бизнесе. Считаю, наиболее оптимальным именно этот вариант.
 
Скажи, а когда и как ты впервые почувствовал себя предпринимателем?
 
В школьные годы скупал и перепродавал Б/У технику. Но тогда я себя чувствовал спекулянтом, а сейчас это называется предпринимательством!
 
Сергей, расскажи, а с какими трудностями ты столкнулся на начальном этапе и как их решал?
 
Главной трудностью на начальном этапе для меня стали кадры. Не имея «ядра» команды сложно создать единый вектор работы! Технологическая платформа, содержание, скорость и качество информационного наполнения проекта, оперативность и корректность работы с клиентами — все это страдало на первых этапах. Решать пытался разными способами: обращался к аутсорсу, применял различные варианты позитивного мотивирования сотрудников, поднимал «старые связи», но ничего не помогало. Со временем удалось найти хороших специалистов и отладить работу, поэтому для себя я вывел формулу: качество сотрудников — это качество бизнеса.
 
Какие сферы бизнеса по-твоему сейчас вообще эффективнее всего развивать? Почему?
 

Может это и прописные истины, но считаю, что развивать нужно сектор реальной экономики, однако в масштабах страны его развитием надо было заниматься еще 15-20 лет тому назад. А сегодня мы имеем в России «отверточную сборку» и «упаковочные заводы», поэтому наиболее эффективный бизнес — это любимое дело.
 
Расскажи немного о своей старт-ап-команде – эти люди до сих пор с тобой? Или же ты «пробивался» полностью самостоятельно?
 
Старт-ап команды не было, но был надежный, мудрый и опытный партнер. Без его участия этот проект не мог бы существовать и развиваться. И дело не только в денежных ресурсах.
 
А тогда в чем по-твоему главный секрет успеха в бизнесе?
 
На своем жизненном пути я встречал разных людей, у которых были взлеты в бизнесе и ни один из них не мог объективно объяснить свой успех, но все сходились в одном мнении — нужно любить свое дело, верить в него и работать не жалея себя, но и не забывая про отдых. Пожалуй, я с ними соглашусь. Хотя такая формулировка весьма обтекаема – но на то он и секрет, чтобы таковым оставаться.
 
Как ты продвигаешь свою компанию, какие инструменты маркетинга применяешь? Также интересно, почему решил позиционировать свой ресурс именно как рекламно-информационный?
 
Компанию я вообще не продвигаю, а вот торговую марку — да. Инструменты подбираем и применяем в зависимости от целей и задач. Наиболее активные направления — это интернет-маркетинг и BTL, что естественно для любого издания.

Позиционирование ресурса в качестве рекламно-информационного — это правило хорошего тона. Ни для кого не секрет, что любое издание без рекламных денег существовать не может и, в особенности, при условии использования бесплатной системы распространения. Вместе с тем, реклама не должна надоедать и именно поэтому любой посетитель нашего ресурса может ее отключить.
 
Как ты считаешь, насколько целесообразно развивать бизнес в регионах России или всё же лучше ориентироваться на столицу для старта бизнеса?
 
У регионов есть своя специфика, а русская поговорка гласит: «Не зная броду — не суйся в воду». Если же ресурсы или связи позволяют получить объективную маркетинговую и социологическую информацию, то почему бы и нет?
 
Сергей, и напоследок, поделись, как ты справляешься с кризисом? Особенно интересно твое мнение по поводу нынешнего состояния светотехнической и смежных сфер бизнеса.
 

Рассказывать жизнеутверждающие байки о кризисе не стану. Многие сферы деятельности «просели» и строительная с электротехнической не стали здесь исключением, а, наоборот, попали под самый мощный удар. Так сложилось, что наш проект родился аккурат перед кризисом, и с тех пор нам удалось увеличить штат сотрудников, не задерживая при этом выплат. Для меня это значительный рост, но всегда хочется большего.

Блиц-опрос

Ваша любимая книга
Herbert Wells — «The Time Machine».
 
Ваш любимый вид спорта
Баскетбол
 
Ваш любимый фильм
Бойцовский клуб
 
А пахнут ли деньги
В прямом и переносном смысле — пахнут.
 
Кого считаете Вашим наставником в бизнесе/ориентиром для роста
Нет таковых.
 
Что считаете лучшим подарком для Вас
Лишь бы не деньги.
 
Самая амбициозная мечта, которая приходит Вам в голову
Стать императором галактики (смеется)
 
Какую музыку Вы любите
Преимущественно industrial и chillout.
 
Продолжите одним, двумя словами: «свой бизнес – это…»
…огромный мир возможностей для роста и падения.
 
Главное, что Вы пожелаете начинающим предпринимателям (независимо от их возраста и пола)
Терпения и веры в успех — без этих двух качеств ни одно начинание не будет результативным.

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/