21.07.2022
Александрова Анна, Аладашвили Екатерина

Денис Чернецов: «Самое главное – не сдаваться»

Денис Чернецов: «Самое главное – не сдаваться»

Поддавшись модному девизу «Все в IT!», мы решили выяснить, чем сейчас живет веб-индустрия, и поговорили о создании сайтов для бизнеса с основателем веб студии ICONICA.SITE Денисом Чернецовым.

- Денис, расскажите о себе. Как вы попали в индустрию создания сайтов?

Начать собственное дело я собирался, еще учась в институте, ходил на бизнес-мероприятия, читал книги и все думал, что когда-нибудь начну. Но все эти действия никак не приближали меня к бизнесу. А в предпринимательство меня привел жизненный случай: я попал в аварию, разбил чужую машину и вынужден был выплачивать крупную сумму, которой у безработного студента из общежития, конечно, не было. Я стал искать варианты заработка и даже устроился в гардероб ночного клуба. Но надо было искать что-то, что закрывало бы острые потребности людей и позволило мне быстро заработать. Так я стал работать со своим знакомым, который занимался созданием чат-ботов в WhatsApp.

В то время чат-боты были таким же трендом как и Pop-it, которые завозили вагонами, когда они только появились. Чат-ботов вагонами не привезешь, но говорили о них точно все. Вот этот мой товарищ мне тогда очень помог: дал франшизу, которая на тот момент стоила 250 тыс., просто «вот – бери, работай». Я начал работать и уже через несколько недель открыл ИП, еще через какое-то время съехал из общежития и, целиком погрузившись в бизнес, оставил учебу.

Многие говорят, что это везение, но я уверен, что  за везением стоит огромное желание и долгий поиск возможностей.

В процессе создания чат-ботов, для каждого из направлений работы я создавал отдельные папки: доставка еды, продажа брусчатки, логистика, спец техника, товарный бизнес, автоматизация ресторанов, ведение социальных сетей и так далее, анализировал аудиторию, ее потребности. По сути, я сотню раз создал сайты «для себя», появились даже какие-то клиенты, и я подумал: «а почему, собственно, я не могу заниматься созданием сайтов?». Так появилась ICONICA.

-Сейчас вы развиваете ICONICA.SITE совместно с партнером?

Партнерство для меня – отдельная история. После создания бренда ICONICA я нашел партнера. Он – дизайнер, я – больше по продажам, верстке, автоматизации. Но мы так и не смогли прийти к общему знаменателю и единому плану по развитию. Пришлось разойтись. Со вторым партнёром мы проработали вместе около года, потом опять все стало разваливаться. Пришлось разойтись и снова начинать заниматься только своим направлением. В мае прошлого года я нашел уже третьего партнера, с которым проработал вместе полтора года. Я уже начинаю думать, что партнерства не существует.

- Были ли у вас стартовые инвестиции? Какая сумма необходима для создания веб-студии?

У меня не было вообще ничего. Когда заработал первые 100 тыс., пошел купил себе крутые кроссовки.

 

ПРО СОЗДАНИЕ САЙТОВ ДЛЯ БИЗНЕСА

- Что сейчас происходит на рынке разработчиков сайтов? Какие изменения грядут (или уже произошли) на рынке? Пришло ли уже то время, когда конструкторы заменили веб-студии?

Запросов стало только больше, причем больше в разы. Я вношу в CRM все входящие запросы, сразу обрабатываю и отправляю коммерческое предложение. Вот коммерческих я за неделю насобирал более, чем на 3 млн.руб. То есть заказов – море. Но одновременно с этим растет и конкуренция. Мы проигрываем достаточно много сделок только потому, что выбирают других партнеров.

Конструкторы никуда не делись, желающих заниматься веб-разработкой также много. Сейчас я изучаю ЦА компаний-конкурентов начинающих разработчиков, у которых совсем еще маленькая команда или нет портфолио, готовлю им предложение: хочу помогать обучением или еще каким-то образом.

- От кого сейчас приходит больше заказов на сайты: малого или среднего бизнеса?

По моему опыту заказов от малого бизнеса сейчас стало меньше. В основном приходят бизнесы ближе к среднему: с хорошими оборотами, штатом сотрудников и сложными для продажи товарами, например, магазин интерактивных досок для логопедов, интернет-магазин салютов, продажа солнечных батарей, эвакуаторы, батуты для бизнеса и т.д.

- Если рассматривать варианты создания сайтов для малого бизнеса, то условно можно выделить три: создать сайт самостоятельно или с помощью конструкторов, обратиться к фрилансерам, и третий – обратиться к услугам веб-студии. В чем состоят плюсы и минусы этих способов и как выбрать свой вариант?

Во-первых, все варианты, конечно, различаются по стоимости: если самостоятельно создать сайт можно бесплатно, фрилансеру придется заплатить, а на услуги веб-студии заложить бюджет побольше.

Почему самостоятельная разработка не всегда хорошо? Потому что даже если у человека математический склад ума, он разберется с кодом и версткой, но просядет в дизайне. Если вы не умеете дизайн, то самостоятельное создание сайта – это точно пустая трата времени. Я только сейчас, спустя пять лет практики, научился создавать аккуратный, но простой дизайн, сложные вещи все равно не умею.

Фрилансеры забирают около 80% рынка. И это хороший вариант для малого бизнеса и, например, первого сайта для компании. Если перед вами стоят более сложные задачи, то лучше обратиться в студию.

ПРО КЛИЕНТОВ

- Как вы привлекали первых клиентов на старте создания компании?

Есть такое понятие – «партизанский маркетинг», когда используешь любые бесплатные методы, холодную рассылку по базе, например. Мы по пять продаж в месяц делали чисто на этом. Бывало так, что мы сделали какую-то рассылку, получили клиентов, и больше такую рассылку не делали. Так неправильно: рычаг нужно дергать до тех пор, пока это работает. Но это мы уже потом с опытом поняли. Также мы ходили на максимальное количество мероприятий, где есть целевая аудитория, в мое время это были мероприятия «Бизнес молодости». Мы приходили туда только с целью продать: приходишь, рассказываешь о себе, подписываешь договор, идешь работать.

- Как сейчас выстроена работа внутри компании по поиску новых клиентов? Есть ли у вас менеджеры по продажам?

Сейчас временно нет. Я только вышел из партнерства и начинаю почти заново – всем занимаюсь сам. Немного отдохну и буду нанимать новых людей, и возобновлять работу отдела продаж.

- Как веб-студии привлекать новых клиентов, с чего начать и про что не стоит забывать? Как компании получать экспертность, если она только открылась?

Экспертность нужно нарабатывать: браться любые проекты, не просиживать в ожидании крупных, вникать в любые потребности клиентов. Хорошо работает конкурентный анализ: звонить, общаться, задавать любые вопросы. Они вам, как клиенту, все расскажут и даже вышлют коммерческое предложение.

ПРО КОМАНДУ И БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

- Кто сейчас работает с вами в команде? Сотрудники находятся в разных городах? Хантили ли вы специалистов из Индии или Китая?

Из Китая и Индии – нет. Но среди программистов был гражданин Белоруссии, живший на Филиппинах, а у него был товарищ из Индии. Они вместе сделали конструктор сайтов, которым мы и сейчас пользуемся.

Мы сотрудничаем с программистами из Белоруссии, потому что там нет проблем с денежными переводами, также есть пара программистов из Челябинска. Сотрудников в штат пока не беру, потому что с выходом из партнерства пришлось оставить большие проекты.

- Существует ли проблема поиска новых сотрудников?

Проблемы нет, но ожидания в том числе зарплатные продолжают расти. Есть некая капризность в нежелании браться за маленькие проекты. Это про экспертность, наверно. Чтобы стать экспертом, надо браться за все, любые подработки.

- Как отразились последние события на работе веб студии?

В какой-то момент появилось огромное количество запросов на восстановление работы сайтов, которые были созданы на платформах, находящихся не в России. Так было с конструктором сайтов Tiu.ru: когда он упал, количество запросов на восстановление и разработку резко взлетело. В бешеном темпе пришлось восстанавливать сайты и перекладывать трафик. Большая волна запросов по восстановлению взломанных сайтов пошла, когда начали ломать сайты на Битрикс. Позитивная волна, актуальная и сейчас, связана с переносом на российское ПО сайтов с зарубежных платформ.

- Дайте напоследок пару советов, что нужно делать основателям студий, чтобы всегда быть «впереди планеты всей» и не упускать возможности?

Не смогу сказать, как сделать, чтобы все было супер – я не знаю рецепта, как создать кнопку «бабло», чтобы жать на нее, и оно появлялось. Сам бы такую хотел и, возможно, с кем-нибудь даже поделился. Но такой кнопки не существует.

Самое главное – не сдаваться. Не падать духом. Мне за пять лет несколько раз очень хотелось бросить все и закрыть ИП.

Важно быть быстрыми. Большие компании можно победить только, если быть быстрее них. Ну и качественно делать свою работу, чтобы довольные клиенты приводили еще десятерых.

 

 

 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/