Александрова Анна, Аладашвили Екатерина
Дмитрий Гусев: «Бизнес – как жизнь, а жизнь – как бизнес: все течет, все меняется»
Предприниматель, велоэнтузиаст и велоколлекционер Дмитрий Гусев основал первый в Ростове-на-Дону прокат велосипедов и знаменит желанием пересадить город на велосипеды. О том, как ему это удается, о велопроектах и новом IT-бизнесе в интервью Порталу предпринимателей Smallbusiness.ru
- Расскажите, когда вы всерьез решили заняться бизнесом, связанным с велосипедами: «Прокат в Ростове», велокурьерская служба доставки «Велопортация», веломастерская «Кусты», облачный сервис управления прокатным бизнесом Rent in Hand, мобильное приложение с велосипедными маршрутами, экскурсиями и велоквестами - Веловод? С какого проекта вы начинали, как давно это было, и как потом возникали идеи для новых проектов?
- Я работал в найме в крупной компании на хорошей должности, но это не доставляло мне удовольствие. В то время у меня был велосипед, который иногда брали покататься друзья, и в какой-то момент нам захотелось покататься всем вместе, и тогда выяснилось, что проката велосипедов в городе нет. Рынок был абсолютно пуст.
Уже сейчас я понимаю, что, наверно, тогда у меня все получилось именно потому, что я, сам того не зная, пошел правильным путем: начал с анализа рынка, потом купил несколько тестовых велосипедов, дал объявление на Авито. Буквально сразу после публикации объявления, мне поступил первый заказ. Это было в 2009 году.
Я развозил и забирал велосипеды сам по выходным, потому что еще работал в найме в то время. Постепенно наращивал обороты: сначала было 3, потом 5, потом 7 велосипедов. На первых парах мне помогали родственники, родители, друзья. Сейчас все говорят «мы изначально в тебя верили». Но когда я наклеил на машину наклейку «Прокат велосипедов», друзья смеялись страшно, говорили: «Ну что ты выдумываешь, кому это надо, Ростов никогда не будет кататься на велосипедах».
Так прошло несколько лет, пока я не понял, что эта история меня действительно заводит, уволился из найма и стал заниматься только велопроектами. С тех пор не пожалел ни одного дня, хотя были и тяжелые моменты. Здесь я чувствовал отдачу от людей и понимал, что делаю что-то полезное – даю людям выбор, альтернативу для времяпровождения, и получаю взамен довольные улыбки.
Первый полноценный пункт проката появился в центре города в Креативном кластере Ростова, очереди собирались, чтобы просто взять велик покататься. Когда стали появляться первые конкуренты, пришлось диверсифицироваться. У нас уже была своя мастерская, где мы ремонтировали велосипеды, и мы решили упаковать это в отдельный продукт – открыли Веломастерскую «Кусты».
Затем появилась служба велодоставки – это тоже интересная история, которая несколько лет работала в минус. Потом мы нащупали нишу и стали работать для b2b, в прошлом году существенно подросли.
Постепенно вокруг проекта стало образовываться комьюнити велосипедистов. Кто-то, однажды попробовав покататься на прокатном велосипеде, купил себе свой и продолжал приезжать к нам на ремонт, кто-то приезжал за советом.
Люди стали спрашивать, где покататься, и появился проект «Веловод». Для меня это было первое соприкосновение с IT. Мы разработали его с нуля, с идеи, вложили кучу средств и средства выигранного тогда гранта. Но поддерживать его дальше на том же профессиональном уровне нам уже средств не хватило: там сложная экономика и гипотезы монетизации, которые у нас были, не сработали так, как задумывалось изначально. Чтобы продукт жил, он должен окупаться. Сегодня пользователи еще не готовы платить за экскурсионное приложение. Разработка профессионального контента стоит немалых денег. Обслуживание такого приложения обходится от 500 тыс. в месяц. Сейчас проект работает в формате маркетплейста и живет сам по себе: пользователи сами добавляют маршруты и экскурсии. Я думаю, что в будущем мы его доработаем и вернемся к вопросу монетизации.
Бизнес – как жизнь, а жизнь, как бизнес: все течет, все меняется. Иногда тянешь проект очень долго, он не приносит прибыли, а потом выстреливает одномоментно и окупает все вложенные в него годы, а бывает, наоборот: быстро зарабатываешь, и проект затухает. Я отношусь к этому философски. Но ведь цель – не заработать все деньги мира, а сделать что-то полезное. Вот это очень важно.
- Когда много проектов, то всегда возникает вопрос: откуда брать энергию и время для их реализации?
- Да, в какой-то момент расфокусировка действительно становится проблемой. Я это почувствовал еще несколько лет назад, а в прошлом году вообще творился какой-то непонятный хаос, когда что-то работало, что-то нет. В этом году я вышел из прокатного бизнеса, продал его и мастерскую. Для меня это был важный шаг. Служба доставки работает практически без моего участия. Сейчас я полностью сфокусирован на IT и развиваю проект Rent in Hand. На эту историю у меня сейчас горят глаза также, как когда-то на велопрокат.
- Rent in Hand держится в ТОПе лучших приложений для проката. Расскажите про него, пожалуйста. Это такая CRM для аренды?
- По большому счету это – ERP (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия – ред.), просто у нас в стране эта аббревиатура менее популярна, чем, например, CRM. ERP - более широкое и сложное программное обеспечение, включающее в себя в том числе и CRM.
Rent in Hand – это система, которая автоматизирует процессы, связанные с прокатом любого оборудования, не обязательно велосипедов.
Я прошел этот путь с момента, когда собственноручно возил туда-сюда все эти велосипеды и ничего не записывал, до момента продажи полностью отлаженного автоматизированного бизнеса. Проблемы начинаются, когда увеличивается база инвентаря, появляются сотрудники, касса и налоги – если все это не учитывать, получится хаос. Мы постепенно перешли от гугл-таблиц к разработке своей системы, дали ее попробовать другим арендным бизнесам, люди проголосовали рублем, и к 2019 году у нас появился полностью упакованный продукт.
- А в чем конкурентное преимущество Rent in Hand?
- Во-первых, мы знаем, о чем говорим и делаем его как для себя. А еще благодаря Фонду Бортника (Фонд содействия инновациям– ред.) мы движемся в сторону анализа больших данных.
Каждый пользователь нашей программы генерирует внутри большой объем данных по клиентам, инвентарю, деньгам, времени, персоналу и так далее. Сейчас мы начинаем внедрять технологии, позволяющие создать интеллектуального помощника, который говорит, например: «в такое-то время у вас предполагается бОльшая загрузка парка», есть модуль мастерской, где можно будет отследить и предугадать момент, когда инвентарь нуждается в ремонте, или выявить лучшего сотрудника, которого стОит поощрить, самый востребованный инвентарь. То есть мы идем в сторону серьезной глубокой аналитики.
Таблицы могут помочь вести учет, но анализировать и контролировать сразу несколько направлений они не умеют.
- В Rent in Hand предусмотрен функционал оценки мотивации сотрудников? Расскажите про него подробнее, пожалуйста.
- Мы хотим, чтобы система сама выстраивала ТОП сотрудников по таким критериям оценки, например, как: количество смен, принесенный доход, количество сданного инвентаря и прочее. Внутри системы идет автоматический расчет зарплаты, вы можете установить сотрудникам какие-то процентные бонусы, и они сразу будут видеть, какую часть от выручки получат в этом месяце. Эти мотивационные схемы действительно работают.
- У вас большая команда?
- Я, технический директор, несколько разработчиков и аккаунт-менеджер, которую я пригласил с собой в Rent in Hand из проката велосипедов после продажи бизнеса.
- Есть ли у вас ко-фаундеры?
- Учредитель своих проектов – я. Но я считаю своим ко-фаундером нашего технического директора. Он очень крутой специалист, который занимается проектом с момента его основания.
- Какой бизнес потребовал наибольшего количества стартовых вложений?
Rent in Hand, конечно. Но и в Веловод было не мало вложено, мы много шишек на нем набивали. Но если Веловод – это больше социальная история, то Rent in Hand – бизнес, который окупается, деньги от продажи велопроката и грантовые деньги вложены в него.
- Вы привлекали инвестиции в проекты для старта? Куда обратиться ростовскому стартапу, если он в поиске денег?
Сторонних инвестиций мы пока не привлекали, не было такой задачи. Но вот я уже упоминал про гранты от Фонда Бортника. У Агентства инноваций Ростовской области нет функции поддерживать проекты материально, но за информационной и методологической поддержкой можно обращаться к ним. Также в Ростовской области есть различные меры поддержки от РРАПП (Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства).
- Дмитрий, а вас называют велоактивистом? Поддерживают ли вас ростовчане в борьбе за велосипедизацию в Ростове? Расскажите, какие вы используете аргументы, как объясняете, почему велодорожки нужны городу?
Да. Я сам себя так иногда называю. Ростовчане ничего не говорят, они просто ездят на велосипедах.
Велосипедная инфраструктура нужна не тем, кто сейчас пользуется велосипедом, а тем, кто им еще не пользуется.
Создание этой инфраструктуры направлено на то, чтобы человек, который сегодня ездит на авто, завтра мог сесть на велосипед и добраться, куда ему надо, безопасно, удобно и комфортно. Эту простую мысль я и пытаюсь донести до администрации города.
- Как вам удается выстраивать диалог с городской администрацией?
- По-разному. Это – очень больная и не простая тема. За время моего велоактивизма я общаюсь с уже четвертым главой города. На словах администрация всегда поддерживает все идеи, но до дела дошло, по большому счёту, только сейчас. Я вижу своей задачей добиться запуска хотя бы части велодорожек в этом году и не превратить это все в профанацию. И сегодня мы ближе, чем когда-либо, к реальному результату.
- В конце интервью мы всегда спрашиваем о дальнейших планах. Вы могли бы поделиться, какие цели и задачи сейчас ставите перед собой, и к чему стремитесь?
Если говорить о бизнесе, то хотелось бы масштабироваться по России и двигаться зарубеж. У Rent in Hand уже есть несколько русскоязычных клиентов за рубежом, и я вижу, что мы будем вполне конкурентны и на зарубежном рынке. Скорее всего мы диверсифицируемся, появятся какие-то новые продукты на базе Rent in Hand: уже есть идеи и возможности для роста.