Что малый бизнес ждет от государства?

Что малый бизнес ждет от государства?

В условиях экономической нестабильности малый бизнес России сформулировал четкий запрос к государству. По результатам анализа медиаполя, предприниматели рассчитывают не на разовые меры поддержки, а на системные изменения, которые снизят административное давление и дадут возможность для долгосрочного планирования. Какие именно шаги властей считают наиболее важными представители МСП, выяснили в новом исследовании.

В условиях современных экономических реалий государственная поддержка стала для малого и среднего бизнеса не просто помощью, а критически важным инструментом выживания и роста. Власти сформировали широкий спектр мер, охватывающих практически все болевые точки предпринимателей — от стартового капитала до выхода на международные рынки. Анализ публикаций в СМИ и открытых данных позволяет составить четкую картину этих мер поддержки.

Наиболее активно обсуждаемой и, по всей видимости, самой востребованной остается прямая финансовая помощь. В приоритете у бизнеса — безвозвратные субсидии и гранты. Они особенно важны для капиталоемких и социально значимых отраслей: в сельском хозяйстве (программы «Агростартап», компенсации на приобретение племенного скота), в туризме (субсидии на создание модульных отелей) и в промышленности (компенсации затрат на научно-исследовательские работы).

Параллельно с этим высок спрос на льготное финансирование. Для начинающих предпринимателей и социально уязвимых групп ключевым инструментом становятся безвозвратные выплаты по социальным контрактам. Для более зрелого бизнеса, особенно в регионах с особым экономическим статусом (ТОР), жизненно важны сниженные ставки по аренде, налоговые каникулы и другие преференции, повышающие рентабельность инвестиционных проектов. Однако одних денег недостаточно. Все чаще бизнес озвучивает запрос на качественное изменение взаимодействия с государством. Ключевое ожидание здесь — цифровизация и снижение административных барьеров. Предприниматели ждут от властей работающей модели «одного окна» — единого и простого механизма получения всех видов поддержки, который избавит их от необходимости собирать одни и те же документы для разных ведомств. В Хабаровске, к примеру, действует механизм, упрощающий доступ бизнеса к инфраструктурным и финансовым мерам поддержки. Эта система позволяет предпринимателям быстрее получать разрешения и участвовать в региональных программах. Этот кейс показывает, что бизнес ждет комплексных решений, которые учитывают всю цепочку потребностей — от старта проекта до его масштабирования.

Согласно исследуемым публикациям, не менее важен и инфраструктурный аспект. Для промышленных, аграрных и туристических проектов возможность получить землю или производственные помещения на льготных условиях часто значит больше, чем прямая субсидия. Запрос на эту меру поддержки звучит особенно громко в регионах, где с подходящей инфраструктурой есть сложности. Помимо традиционных мер, формируется запрос на новые форматы поддержки. Бизнес начинает видеть свою роль в решении социальных задач, ожидая встречных шагов от государства. Речь идет о субсидиях работодателям за трудоустройство уязвимых категорий граждан: многодетных родителей, инвалидов, одиноких матерей. Также растет интерес к софинансированию корпоративных программ здоровья сотрудников, что власти могут стимулировать через налоговые вычеты или гранты. Наконец, для компаний, ориентированных на рост, ключевой является поддержка продвижения и экспорта. Наиболее востребованы меры по компенсации затрат на участие в отраслевых выставках, а также программы по выходу на международные рынки. Эта помощь особенно актуальна для производителей товаров народных промыслов, предприятий АПК и креативных индустрий.

Широкий спектр государственных мер поддержки сталкивается с суровой реальностью операционной деятельности малого и среднего бизнеса в регионах. Как показывают данные мониторинга публикаций в СМИ, предприниматели по всей России продолжают сталкиваться с рядом острых, системных вызовов, которые не решаются точечными субсидиями. Одна из самых критичных проблем, носящая общероссийский характер, — острейший дефицит квалифицированных кадров. Особенно сильно он ударяет по Хабаровскому краю, где к общей нехватке специалистов добавляется фактор миграционного оттока населения. Отрасли ЖКХ, промышленности, транспорта и сферы услуг испытывают сложности с поиском водителей, технических специалистов и линейного персонала. Ситуацию усугубляет старение кадров, недостаток профильного обучения на местах и необходимость привлекать работников из других регионов, что неизбежно повышает издержки. Параллельно в южных регионах, Москве, Подмосковье и Перми представители общепита, туризма и сферы услуг отмечают растущую сложность соблюдения трудового законодательства. На фоне снижения маржинальности бизнесу финансово тяжело обеспечивать даже обязательные условия: зарплаты не ниже МРОТ, проведение медосмотров, закупку средств индивидуальной защиты и качественное обучение по охране труда. При этом в туристических кластерах растет запрос от клиентов на более высокое качество сервиса, создавая дополнительное давление на предпринимателей. Серьезным тормозом для развития становятся инфраструктурные ограничения. В Тюмени, Ростове-на-Дону и Приморье бизнес жалуется на хроническую изношенность коммунальных сетей, частые аварии и недостаток инвестиций в обновление жилья, транспорта и общественных пространств. Для туристического и девелоперского бизнеса в Приморье особой болью являются административные ограничения на развитие новых маршрутов, включая круизные. Не менее остро, особенно в южных регионах, Владивостоке и Татарстане, стоит проблема сбыта и привлечения клиентов. Бизнес осознает острую необходимость перехода на новые каналы продаж — онлайн-агрегаторы и маркетплейсы, — но зачастую не имеет для этого компетенций и ресурсов. Ситуацию усугубляет снижение покупательной способности населения и растущая конкуренция с федеральными сетевыми компаниями.

Рост операционных издержек — универсальная проблема для производств, общепита, торговли и строительства в Татарстане, Ростовской области, Пермском крае, Краснодаре и Приморье. Предприниматели называют главными драйверами роста цен высокие логистические расходы и проблемы на таможне, а также постоянный рост стоимости сырья, услуг ЖКХ, аренды и коммунальных платежей. Несмотря на политику импортозамещения, сохраняются сложности с обновлением оборудования и доступом к качественным комплектующим. Удар наносит и ужесточение денежно-кредитной политики: рост банковских ставок делает кредиты малодоступными для МСП. Наконец, фундаментальной проблемой остаются административные барьеры. Высокая налоговая нагрузка и сложности с подтверждением стажа для получения льгот и субсидий завершают картину регуляторного пресса.

Проанализировав весь спектр проблем, малый и средний бизнес сформировал четкий и иерархичный список ожиданий от государства. Данные мониторинга СМИ показывают, что, вопреки стереотипам, запрос предпринимателей не сводится только к прямому финансированию. На первом месте — ожидание системных изменений, которые создадут условия для устойчивого роста. Тем не менее, материальная поддержка остается критически важным направлением. В приоритете — увеличение объемов грантов и субсидий, а также обеспечение реального доступа к льготным кредитам с приемлемыми ставками. Отдельный и крайне актуальный запрос — целевые субсидии на развитие и обновление изношенного оборудования, что напрямую связано с проблемами импортозамещения. Параллельно звучит требование к государству выступить в роли сдерживающего фактора для роста издержек. Предприниматели ждут законодательных и регуляторных мер, которые позволят сдержать тарифы на коммунальные услуги для МСП, а также упростят логистические и таможенные процедуры, напрямую влияющие на себестоимость товаров. Осознавая остроту кадрового кризиса, бизнес ждет от государства стратегических решений в области поддержки кадрового потенциала. Ключевое ожидание — развитие системы профессионального образования и переподготовки на базе реальных потребностей рынка, а также создание федеральных и межрегиональных программ по привлечению и адаптации специалистов, включая решение жилищных вопросов. Почти равный по значимости запрос бизнес формулирует в сфере социальной стабильности. Речь идет не о благотворительности, а об инвестициях в среду, которая делает бизнес привлекательным для жизни и работы. Предприниматели ждут поддержки проектов по озеленению, благоустройству, а также программ, напрямую нацеленных на сохранение малого бизнеса как основы социально-экономического благополучия городов и поселков в условиях кризиса.

Ключевые ожидания малого бизнеса от государства, где: А. Увеличение количества пособий, снижение издержек; Б. Социальная стабильность; В. Поддержка кадрового потенциала; Г. Снижение административного давления; Д. Развитие инфраструктуры; Е. Содействие сбыту и инновациям.

 

Ключевые ожидания малого бизнеса от государства по регионам, где: А. Юг (Краснодар, Ростов, Приморье): Сильная зависимость от туризма и сервиса, запрос на повышение качества услуг, развитие инфраструктуры, поддержка локальных производителей; Б. Центр и Поволжье (Татарстан, Пермь): Проблемы с издержками, логистикой, импортозамещением, кредитами; кадровый голод; ожидание финансовой и административной поддержки; В. Сибирь и Дальний Восток (Красноярск, Хабаровск): Кадровый дефицит, инфраструктурные ограничения, сложности с привлечением инвестиций и специалистов; Г. Северо-Запад и Москва: Проблемы с бюрократией, налоговой нагрузкой, ростом издержек, запрос на цифровизацию и упрощение взаимодействия с госорганами.

Наиболее показателен высокий запрос на снижение административного давления. Этот факт прямо указывает на главный вывод: предприниматели ценят деньги, но еще больше — время и возможность планировать. Наконец, бизнес ждет стратегических инвестиций в развитие инфраструктуры, а также прямой помощи в сбыте и инновациях, что включает программы поддержки для выхода на маркетплейсы, развития экспорта и продвижения на новых рынках.

Проведенный анализ публикаций в СМИ позволяет сделать однозначный вывод: малый и средний бизнес в России перерос этап ожидания точечных субсидий и сформировал к государству системный, комплексный запрос. Главная боль предпринимателей уже не в нехватке денег, а в условиях, которые не позволяют эти деньги эффективно зарабатывать и сохранять. Ключевой выявленной проблемой, озвученной в 21,34% сообщений, остается финансовая неустойчивость. Предприниматели указывают на жесткую зависимость от госпрограмм (особенно в легкой промышленности) и на недостаточность либо сложность доступа к грантам и субсидиям в ключевых отраслях, таких как АПК и туризм.

На втором месте с результатом в 20,16% — запрос на социальную стабильность. Бизнес, будучи основным работодателем в малых городах, ждет от государства помощи в создании качественной среды — от улучшения условий труда до программ благоустройства. Это воспринимается не как социальная нагрузка, а как инвестиция в человеческий капитал и, следовательно, в устойчивость самого бизнеса.

Третья по значимости проблема — кадровый голод — логично завершает этот трилистник вызовов. Без квалифицированных кадров невозможен рост, без роста не решить финансовые проблемы, а без привлекательной социальной среды не удержать кадры в регионах.

Сформулированный бизнес-сообществом запрос можно свести к четырем четким рекомендациям для органов власти:

1. Стабильность и предсказуемость. Предпринимателям нужны долгосрочные программы поддержки, а не разовые акции. Частые изменения правил игры и налоговой политики дестимулируют инвестиции больше, чем высокие издержки.

2. Радикальное упрощение процедур. Запрос на цифровизацию и «одно окно» звучит громче любого запроса на субсидии. Бюрократическая нагрузка и сложность получения уже существующих мер поддержки сегодня — главный барьер между государственными ресурсами и их конечным получателем.

3. Адресный и гибкий подход. Универсальные решения не работают. Запросы промышленности, АПК, туризма и IT-сектора кардинально различаются. Эффективная поддержка должна учитывать отраслевую и региональную специфику.

4. Информационная прозрачность. Бизнес ждет не просто денег, а компетентного сопровождения на всех этапах — от подачи заявки на грант до выхода на экспортные рынки. Повышение доступности и понятности информации о мерах поддержки — ключевой фактор их востребованности.

Итак, малый бизнес ждет от государства не столько донорской помощи, сколько роли архитектора стабильной и понятной деловой среды. Ответом на вызовы времени должны стать не увеличение объема субсидий, а системные реформы, которые снимут основное административное бремя и дадут бизнесу возможность самостоятельно расти и развиваться. Очевидно, что именно в этом заключается следующий шаг эволюции государственной поддержки МСП в России. 

На основе анализа 46 тыс. сообщений в СМИ за 2024–2025 годы, проведенного системой «Медиалогия», выявлены основные ожидания предпринимателей, использованы мнения спикеров, а также проведен отраслевой и региональный срез. 

 

Изображение — Freepik

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/