Финансовые маркеры вашего успеха
Для каждого бизнеса существуют свои показатели успешности, экономические и маркетинговые. Своевременно отслеживая их, вы можете планировать работу наперед: какие рекламные каналы приносят больше всего лидов, будет ли кассовый разрыв при закрытии периода, можно ли расширять штат и масштабироваться или наоборот стоит «затянуть пояса».
Существует несколько «маркеров», которые применимы при анализе любого бизнеса и которые дают обширное понимание, а что происходит сейчас.
Выручка
Выручка – объем финансовых поступлений на счет компании за оказанную услугу или продажу товара. Под выручку не подпадают деньги, поступившие за еще не оказанные услуги.
Если смотреть только на этот показатель, то понять, насколько кост-эффективно отработал ваш бизнес за анализируемый период, нельзя. Может оказаться так, что убытки в виде издержек в несколько раз больше выручки. Тем не менее, считать выручку нужно, в длительном периоде могут обнаружиться аномалии, которые надо будет устранять.
Как считать: количество проданных единиц/услуг * стоимость одной единицы/услуги.
Если вы продаете несколько товаров/услуг с разными ценами, считать нужно выручку по каждому товару/услуге с одинаковым ценником за период и суммировать результаты.
Ликвидность
Ликвидность – возможность продажи части активов бизнеса. Показатель помогает понять, можно ли рассчитаться с долгами, если они есть или могут возникнуть.
Ликвидность бывает:
Быстрая – возможность закрытия долгов, если надо будет быстро рассчитаться с банком или кредиторами в случае форс-мажора.
Как считать: (краткосрочная дебиторка + краткосрочные финансовые вложения + деньги)/ краткосрочные задолженности.
Если коэффициент получился >1, то бизнес стабилен, если меньше, надо проводить глубокий анализ. Идеальный показатель – 2-3.
Абсолютная – возможность закрыть все долги или их часть за счет собственных средств.
Как считать: (деньги на счете + краткосрочные финансовые вложения)/ краткосрочные обязательства.
Норма коэффициента – 0,2-0,5.
Текущая – платежеспособность в краткосрочном периоде, до 1 года.
Как считать: оборотные активы/ краткосрочные задолженности.
Норма коэффициента – 2. Если он ниже 1,5, то оплатить краткосрочные задолженности вы, скорее всего, не сможете.
Точка безубыточности
Точка безубыточности (ТБУ) – отражает ситуацию, при которой бизнес работает в ноль, покрывает расходы, но и не приносит прибыли. Считается за месяц, квартал, год.
ТБУ считается как на старте бизнеса, так и потом. Кроме необходимого уровня продаж этот показатель помогает определить, как отразится на выручке рост расходов.
Точка безубыточности в деньгах определяет, сколько выручки надо получить для работы в ноль.
Как считается: постоянные расходы/ маржинальность * 100%.
Точка безубыточности в штуках показывает, сколько товаров/услуг надо продать, чтобы не уйти в минус.
Как считается: точка безубыточности в деньгах/ средний чек.
EBITDA
EBITDA – чистая прибыль без налогов, амортизации и кредитов. Это очень важный финансовый показатель, так как:
▪ позволяет понять, зарабатывает ли ваш бизнес. Если показатель нулевой или отрицательный, у вас проблемы в операционке и можно стать должником;
▪ сравнить себя и конкурентов. Операционка у всех в одной нише одинаковая, а вот структура капитала разная;
▪ рассчитать коэффициент возврата денег при инвестировании.
Как считать: выручка – постоянные расходы – переменные расходы.
Чистая прибыль
Чистая прибыль – сумма, оставшаяся после вычета из выручки всех расходов (налогов, амортизации, кредитов).
Положительная прибыль говорит о том, что бизнес прибыльный. Вырученные средства можно вложить в масштабирование, сформировать подушку безопасности.
Как считать: операционная прибыль – налоги и взносы – проценты по кредитам – амортизация.
Рентабельность
Рентабельность отражает эффективность использования каких-либо ресурсов, например, сырья, капитала, персонала, активов. Можно рассчитать общую рентабельность, а можно по отдельным направлениям.
Рентабельность продаж (ROS) – чистая прибыль в выручке.
Как считать: прибыль/ выручка * 100%.
Рентабельность продукта (ROM) – прибыльность вложенных в производство ресурсы.
Как считать: прибыль/ себестоимость товаров или услуг * 100%
Рентабельность активов (ROA) – эффективность использования денег, сырья, оборудования.
Как считать: прибыль/ средняя цена активов * 100%.
Рентабельность капитала (ROE) – эффективность вложенных в компанию средств.
Как считать: чистая прибыль/ средний размер собственного капитала за период * 100%.
Оценивать рентабельность нужно в динамике, данный показатель нагляден при сравнении в различные промежутки времени. По сути, рентабельность – следующий после выручки показатель. Зная, сколько денег вы получаете с каждого рубля выручки, вы будете понимать, насколько эффективно ведется управление расходами.
Денежный поток
Денежный поток – движение денег внутри и вовне компании. Показывает, куда деньги тратились, откуда приходили и сколько оставалось по итогу.
Для составления отчета о движении денежных средств нужно суммировать операционную, финансовую, инвестиционную деятельность фирмы, фиксируя все поступления и списания денег.
Как считать: поступления на счет – списания со счета за период.
Оборачиваемость задолженностей
Дебиторская задолженность – как быстро возвращают задолженность должники.
Как считать: выручка/ ((дебиторская задолженность на конец прошлого месяца/ дебиторская задолженность на конец текущего месяца)/ 2).
Кредиторская задолженность – как быстро вы можете закрыть долги перед клиентами и поставщиками.
Как считать: выручка (или себестоимость)/ ((кредиторская задолженность на конец прошлого месяца/ кредиторская задолженность на конец текущего месяца)/2).
Средний чек
Средний чек – сколько тратят покупатели на ваши товары (услуги). Показывает эффективность продаж и зависит от выручки и числа покупателей. Допустим, средний чек вырос и больше денег стало поступать в компанию. Но количество клиентов уменьшилось из-за недавнего повышения цен, а текущие просто обеспечили такой показатель. Это не очень хорошая ситуация.
Средний чек позволяет отслеживать не только динамику продаж, но и маркетинга, развивать ассортиментные линейки.
Как считать: выручка за период/ количество продаж.
Будьте сами себе финансистом и не поленитесь просчитать эти показатели. Вы увидите горизонт планирования в цифрах и, возможно, избежите надвигающихся неприятностей.