Работает ли государственная поддержка МСП в 2024–2025 гг.?

Малый и средний бизнес — основа стабильности российской экономики. Для его развития государство ежегодно запускает новые и модернизирует старые программы поддержки. Но насколько они эффективны? Мы проанализировали статистику, региональные кейсы и более 28 тысяч публикаций в СМИ за последние полтора года, чтобы дать объективную оценку: что работает, а где система все еще дает сбои.
Инструменты поддержки, на которые может рассчитывать бизнес
В текущем периоде сформировался устойчивый пул мер, доказавших свою востребованность.
Финансовая поддержка остается ключевым запросом со стороны предпринимателей. Здесь лидером является Национальная гарантийная система(НГС), позволяющая получать кредиты без залога. Яркий пример ее эффективности — Ростовская область, где в первом полугодии 2025 года МСП привлекли через НГС 10,5 млрд рублей, что вывело регион на 7-е место в топе-10 по стране по этому показателю.
Продолжают работать программы микрофинансирования и льготных займов. Так, в Курской области объем привлеченных благодаря господдержке средств достиг 2,6 млрд рублей, показав рост на 18% в годовом сопоставлении. Почти половина (40%) из 182 компаний, получивших финансирование, воспользовались «зонтичными» поручительствами.
Не теряют актуальности и гранты, особенно в аграрном секторе. Программа «Агростартап» помогла создать более 50 новых фермерских хозяйств в Хабаровском крае, обеспечив их средствами на закупку техники.
Инфраструктурная и консультационная помощь концентрируется в центрах «Мой бизнес». Это один из самых массовых инструментов: за 2024 год было оказано более 600 тысяч услуг, а за первое полугодие 2025-го — еще 135 тысяч. Помимо консультаций, пользуется спросом льготная аренда государственного и муниципального имущества, особенно в промышленности и IT-сфере, как, например, в Татарстане.
Результаты господдержки — положительная динамика
Анализ медиаполя свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности: 78% публикаций о мерах поддержки в 2025 году имеют позитивную тональность. Это подтверждается и конкретными экономическими показателями в регионах. Например, в Белгородской области зафиксирован рост оборота МСП на 30% по сравнению с 2024 годом, что местные власти напрямую связывают с налоговыми льготами и адресной поддержкой. В той же Курской области программы стимулировали не только рост выручки, но и создание новых рабочих мест в промышленности и на транспорте.
Важно отметить, что общий объем кредитования МСП в стране за полгода снизился на 21,4% (до 6,9 трлн рублей). Однако эксперты связывают это не с неэффективностью программ поддержки, а с влиянием высокой ключевой ставки.
Проблемные зоны
Несмотря на позитивный эффект, можно обозначить четыре ключевые проблемы, которые бизнес активно обсуждает в медиа:
1. Высокая ключевая ставка. Дорогие кредиты остаются главным сдерживающим фактором. 21% всех публикаций, упоминающих господдержку, содержат жалобы на недоступность заемного финансирования.
2. Региональное неравенство. Сформировался разрыв между регионами-лидерами (Ростовская область, Татарстан, Москва) и отстающими территориями (Забайкальский край, Приморье). Последние сталкиваются с нехваткой кадров и низкой осведомленностью о существующих мерах.
3. Бюрократические барьеры. Сохраняется запрос со стороны предпринимателей на дальнейшую цифровизацию и сокращение бумажной волокиты. Положительный пример — проект по переводу всех услуг в формат «одного окна» в Хабаровске.
4. Низкая информированность. Особенно остро эта проблема стоит в малых городах и сельской местности, где бизнес зачастую просто не знает, на какую помощь может рассчитывать.
Выводы и рекомендации для предпринимателей и государства
Картина мер государственной поддержки крайне неоднородна. Явными лидерами, где меры дают максимальный эффект, стали агросектор Хабаровского края и Татарстана, инновационные компании Москвы и Сколково, а также промышленность Курской и Ростовской областей. В то же время малые сервисные компании в Забайкальском крае, Приморье и других отстающих регионах остаются без необходимой поддержки.
Можно уверенно заключить, что государственная поддержка МСП перестала быть формальностью и стала работающим инструментом развития, что подтверждается ростом производства и индекса предпринимательской уверенности RSBI. Следующая задача — сделать ее одинаково доступной и эффективной для всех.
Для этого необходимо усилить цифровизацию, расширить «зонтичные» поручительства для нивелирования высокой ставки, сделать поддержку более адресной и запустить масштабную информационную кампанию для бизнеса в глубинке. Только тогда меры поддержки будут работать не точечно, а на всю страну.
Изображение — Freepik