20.07.2022

Дешевые деньги и дерегулирование: как власть поддержит МСП несмотря на санкции

Дешевые деньги и дерегулирование: как власть поддержит МСП несмотря на санкции

На «Сильных идеях для нового времени» рассказали о будущем российского малого бизнеса и том, как государство будет поддерживать его в кризис.

Сессия «Эпоха ренессанса или медленная стагнация?» форума «Сильные идеи для нового времени», модерируемая советником гендиректора АСИ Сергеем Черкасовым, была посвящена будущему российского малого бизнеса под санкционным давлением. Сумеет ли правительство сделать малый бизнес опорным сектором развития в беспрецедентных условиях экономического кризиса — и что для этого потребуется?

Директор «Опоры России» Андрей Шубин, подчеркнув, в каких отраслях роль малого бизнеса остается ключевой (торговля, транспортные и цифровые услуги и др.), обратил внимание гостей форума на ряд любопытных моментов. Несмотря на активные запросы государства, реальная доля малого бизнеса в экономике за последние годы не изменилась — частично из-за проблем регуляторного характера и монополизации рынков (например, ситуаций вокруг создания единого рекламного оператора и запрета малым предприятиям на спецрежимах продавать ювелирные изделия).

По словам Шубина, два компонента должны стать ключевыми для возрождения МСП: доверие к государству и «дешевые деньги» — субсидии на импорт и экспорт, помощь в легализации «параллельного импорта», льготы для IT-компаний и др. Еще одним важным элементом остается распределение средств в системе госзакупок, главная проблема которого — задержки с оплатой, из-за которых малый бизнес недополучает средства.

Председатель Курского отделения «Деловой России» и глава СД компании «Праймкей» Олег Малахов напомнил гостям об опыте еще не закончившегося «коронавирусного» времени, давшего бизнесу многие из существующих поныне мер поддержки. Малахов заявил, что к 2022 году многие из «ковидных» мер наконец начали давать плоды: так, выручка в бюджет Москвы от стартапов превысила 300 миллиардов рублей, сделав ее одним из мировых лидеров.

Но отдельные виды деятельности — например, оффсетные контракты — принося огромную пользу в привлечении инвесторов в Москве и Петербурге, не оказываются полезными в регионах. Поэтому приоритетной задачей должно стать привлечение предпринимателей, мотивация их, обеспечение заказов со стороны крупного бизнеса и поддержка «дешевыми длинными деньгами».

О роли последних в поддержке малого бизнеса и о том, как институты развития видят малый и средний бизнес, рассказал первый зампредправления «ВЭБ.РФ» Алексей Мирошниченко: по его словам, деньги — это тоже рынок, и по сути есть только два источника «дешевых денег» — субсидирование и целевые кредиты от государства с заниженной ставкой.

В текущей рыночной ситуации финансовые модели многих производств, лишенных доступа на мировые финансовые рынки, перестанут окупаться — и от государства потребуются заградительные меры, чтобы предупредить возвращение иностранных конкурентов и обанкрочивание российского бизнеса (например, через заградительные меры).

Замгендиректора Корпорации МСП Александр Токар заявил, что по статистике кредитования МСП (всего около 6 % малых компаний кредитуются, и около 90 % из кредитуемых — на микросуммы до 10-30 миллионов рублей). При этом спустя несколько месяцев после начала санкционного давления в сегменте МСП наблюдается рост спроса на кредитование.

На его фоне КМСП и ВЭБ разработали целую сеть инструментов поддержки по компенсации рисков кредитования: банки все чаще приостанавливали кредитные линии, и чтобы не останавливать кредитование, КМСП выступала как гарант кредитных рисков — и сегодня эту проблему удалось в основном решить.

Другой комплекс инструментов по взаимодействию с ЦБ и финансовыми властями касался предсказуемости ставок и выделения их в независимую от колебаний рынка стабильную зону. По льготным программам МСП уже выдано кредитов на 90 и планируется до конца года на 200 миллиардов рублей.

В центре внимания КМСП сейчас находятся планы по интеграции инвестиционных кредитов с государственными субсидиями, в результате которой ставку по инвестиционным кредитам удастся снизить до 5,5 % (для среднего) и 6,5 % (для малого) бизнеса. Другой механизм поддержки — «зонтичные» механизмы поручительства по микрокредитам для компаний со сроком жизни до года, когда субсидии из центра и регионов могут достигать 90 % поручительства от суммы кредитов. КМСП также определила три ключевых направления по спросу в регионах — промышленное производство, гостиничный бизнес и логистические комплексы.

Также на сессии основатель платформы «ВДело» и представитель Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Сергей Федореев рассказал о перспективах крауд-финансирования в России. По его словам, коллективные инвестиции перестают быть непривычными инструментами, показывая свою пользу для быстрого финансирования проектов, особенно в IT-отрасли.

Константин Паршин, вице-президент Фонда «Сколково», также прокомментировал ситуацию со стартапами в России и наблюдаемый провал в количестве стартапов на стадии seed и preseed. По словам Паршина, поддержка КМСП в получении «длинных» денег оказалась стартапам действительно полезной, но есть ряд и альтернативных способов поддержки: например, компенсации инвесторам половины инвестиций в виде налогового вычета. Среди других мер поддержки — помощь «бизнес-ангелов», компенсация предпринимателям «цены ошибки» и поддержка стартапов на начальной стадии, а также упрощение акционирования. Среди других перспективных программ — реализуемая Минцифры поддержка пилотных внедрений, когда поддержку предоставляют заказчику, а не команде.

Но как соблюсти баланс между необходимостью быстро заместить выпадающий импорт и выдержать жесткие требования по качеству? Заместитель главы Роскачества Юлия Михалева заявила, что ведомство в процессе отстройки бизнес-технологий ориентируется на существующие риски: по ее мнению, роль риск-менеджмента в обеспечении качества огромно. Что же до параллельного импорта, то, по мнению Михалевой, регуляторы поставили себе четкую задачу изучить прибывающие по параллельному импорту поставки и проанализировать их качество.

Замглавы ТБУ «Аналитический центр Москвы» Анастасия Алехнович рассказала, что московские МСП выросли к предыдущему году на 4,7 %: рост наблюдается в обрабатывающей промышленности, строительстве и сфере услуг. Аналитический центр также отмечает рост оборотов МСП на 36 % год к году по данным ККТ. А после просадки банковского кредитования рост в текущем периоде превысил 10 %, при этом кредиты в валюте выросли почти в 10 раз.

По словам Алехнович, за последние десятилетия сектор МСП благодаря маркировке и усилиям ФНС стал намного прозрачнее. После снижения страховых взносов для МСП на фонд оплаты труда в «ковидные» времена бюджет только выиграл за счет возврата денег в виде налогов. И сегодняшнее повышение доступности финансирования для бизнеса, как ожидается, также поможет бюджету за счет развития инвестиционных платформ, спецпродуктов по фондированию и кредитованию, развития частных лизинговых компаний и пр. На взгляд Алехнович, приоритетом должно быть развитие всего сектора МСП без деления по отраслям.

Директор «Института экономики роста им. П.А. Столыпина» Антон Свириденко заявил, что ключевое значение в определении роли МСБ должно сыграть определение целей государства: по словам Спириденко, «мода на заграничное» сегодня начинает уходить, и сегодня перед страной стоит задача встать на «собственные» рельсы без перехода на «командные» рельсы: произошел «цивилизационный» надлом, и, не закрывая экономику, России сегодня придется дать миру свои собственные «товары жизни» из потребительского сектора. При этом экономике понадобится особый подход в технологическом секторе — и текущих программ финансирования малого бизнеса здесь недостаточно. Понадобятся отдельные линии субсидирования со стороны ЦБ, налоговые льготы (особенно для компаний, переходящих рубеж в 200 миллионов рублей и проваливающихся в «налоговую яму») и смягчение административных барьеров.

Возможно, для суверенного развития понадобится укрупнение институтов развития по макрорегионам или отраслям — создание условий для бизнеса в данном случае может стать главным «рычагом» против возвращения к командно-административной экономике.

Дискуссию на сессии подытожил управляющий партнер SBS Consulting Владимир Самохвалов: по его словам, простых решений не бывает, и целый ряд рисков предстоит разрешать — однако начать необходимо с ряда более важных проблем. В 1998 году Россия вышла из кризиса не столько благодаря нефти, сколько благодаря предпринимательской инициативе, появившейся благодаря решению проблемы неуплаты, снижению налогов на бизнес и обеспечению доступного финансирования. Решение первой из этих проблем сегодня предполагало бы авансы малому бизнесу от госкомпаний, второй — налоговые льготы по налогу на прибыль на инвестиции и снижение социальных платежей, третьей — дерегулирование банковского сектора по резервам и приведение положения 590-П в соответствие с рыночными реалиями для обеспечения самой возможности получения денег бизнесом. Среди других вариантов — применение модели фабрики проектного финансирования для малых проектов с подключением крупных банков.

В заключение участники дискуссии под руководством Сергея Черкасова заявили: ресурсы и опыт выхода из кризисов на российском рынке есть и обеспечение суверенизации бизнеса без возвращения в плановость возможно, причем центральную роль в нем должна сыграть финансовая, дерегуляторная и мотивационная поддержка компаний.

 

Фотографии: Фотобанк Росконгресс

 

 

Портал предпринимателей Smallbusiness.ru работает при поддержке digital-агентства «Интериум».
Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/