06.10.2020

Российский e-commerce: эксперты о стремительных изменениях

Российский e-commerce: эксперты о стремительных изменениях

8 октября пройдет первая собственная онлайн-конференция AliExpress в России. В преддверии конференции мы поговорили с экспертами о российском e-commerce в этом году и его стремительных изменениях. Это один из немногих рынков, который под влиянием пандемии covid 19 увеличится по итогам года минимум в два раза. Кризис смогут пережить только те компании, которые имеют надежных партнеров, готовых делить риски.

8 октября пройдет первая собственная онлайн-конференция AliExpress в России. В преддверии конференции мы поговорили с экспертами ороссийском e-commerce в этом году и его стремительных изменениях. Это один из немногих рынков, который под влиянием пандемии covid 19 увеличится по итогам года минимум в два раза. Кризис смогут пережить только те компании, которые имеют надежных партнеров, готовых делить риски.

Из-за пандемии на российском рынке e-commerce произошли тектонические сдвиги. Доля интернет-торговли впервые превысила 8%; это произошло по итогам первого полугодия, а объем рынка вырос до 1,654 трлн рублей, по данным различных отраслевых аналитиков. Такие значения мало кто мог себе представить еще в начале этого года. Для сравнения, этот показатель в прошлом году был 6,1%, в деньгах рынок составлял 1,4 млрд рублей.

Рынок e-commerce - один из немногих секторов экономики, показавших рост в этом году. В целом оборот розничной торговли в России за первые семь месяцев сократился на 5,8% до 18,2 трлн рублей, подсчитал Росстат. МВФ прогнозирует, что падение ВВП России в 2020 году составит 6,6% — самый сильный спад за последние 11 лет.

Среди основных трендов на рынке электронной торговли можно отметить следующие: рост числа маркетплейсов, инвестиции игроков в склады, дарксторы и фулфилмент-центры, выход производителей на конечного потребителя, снижение костов, вложение в IT и трансформация маркетинга.  К 2024 году электронная торговля займет 19% от общего объема розничных продаж, прогнозируют в аналитическом агентстве Data Insight.

Как пандемия изменила ландшафт российской розницы

Ретейлеры, лишившись на период карантина магазинов, массово устремились в онлайн. Пандемия подтолкнула к развитию онлайн-продаж как тех ретейлеров, кто со скепсисом относился к этому каналу, так и офлайновых продавцов, хорошо представленных в онлайне.

Маркетплейсы демонстрируют в этом году колоссальный рост. AliExpress Россия увеличила продажи в июне на 60% к апрелю и на 30% к маю. Количество ежедневных покупателей достигло 1,7 млн человек, DAU — 8,8 млн пользователей. Средний чек год к году вырос на 38%. Оборот Wildberries во втором квартале 2020 года увеличился на 123%.  Оборот от продаж товаров и услуг Ozon по итогам второго квартала 2020 вырос на 188% год к году.

«Для AliExpress Россия одними из важнейших задач являются рост оборота, рост локальных селлеров и их продаж и рост среднего чека. Важно при этом постепенно увеличивать базу лояльных покупателей, тех, кто заходит на AliExpress каждый день. Благодаря развитию платформы и сотрудничеству с Mail.ru Group мы растим этот показатель, один из важнейших для любых IT-платформ. Говоря об обороте и среднем чеке, мы отмечаем значительный рост не только к месяцам карантина, когда из-за ситуации в Китае пользователи могли испытывать трудности с доставкой, но и год к году. Самый большой при этом рост показали продавцы российского маркетплейса — более, чем в 40 раз», – говорит Дмитрий Сергеев, генеральный директор AliExpress Россия.

«Пандемия не просто привела в онлайн стихийных покупателей, она способствовала формированию привычки делать в этом канале постоянные покупки. Каждый четвертый новый клиент после открытия офлайн-точек сделал повторный заказ, каждый седьмой – два заказа или более», - говорит финансовый директор Ozon Даниил Федоров.

СЕО Lamoda Джери Калмис отметил, что онлайн-покупки становятся частью привычного поведения пользователей, так как и после отмены самоизоляции очень многие люди сохраняют привычку покупать онлайн. «В период пандемии мы получили мощный толчок для дальнейшего развития на месяцы и даже годы вперед», - сказал топ-менеджер.

Растет и число игроков среди маркетплейсов. Тренд, начавшийся ещё в 2019 году, получил новый виток в этом году из-за пандемии. Так, например, сразу несколько продавцов одежды, обуви и аксессуаров объявили в этом году о запуске собственных маркетплейсов. Среди них BNS Group (развивает магазины под брендами Calvin Klein, Michael Kors, Karl Lagerfeld и пр.), Boardriders (сети Quiksilver, DC Shoes) и «Трейд менеджмент» (Lady & gentleman City, Armani Exchange). Готовит свой маркетплейс и "Стокманн". "Обувь России" объявила о своих планах сделать онлайн-маркетплейс крупногабаритных товаров. Группа компаний "Дымов" открыла продуктовый маркетплейс.

 

Фокус на e-grocery

Пандемия спровоцировала стремительный рост рынка e-grocery, хотя на фоне развитых стран в России он остается ничтожно мал. INFOLine прогнозирует, что рынок e-grocery по итогам 2020 года вырастет почти в 3 раза по сравнению с предыдущим годом и составит 130-140 млрд руб. (без учета непродовольственных групп товаров FMCG), а по итогам 2022 года — 370 млрд рублей. Для сравнения, в 2019 году рынок вырос всего лишь на 70%.

Сегментом e-grocery активно заинтересовались и крупнейшие маркетплейсы. Например, «AliExpress Россия» в августе вышла на рынок экспресс-доставки продуктов питания и товаров первой необходимости. На старте ассортимент товаров обеспечивает сервис «Самокат», в будущем он дополнится производителями продуктов питания и товаров повседневного спроса, будет расширяться количество товаров. В компании планируют объявить о партнерстве с несколькими крупными продуктовыми сетями в течение нескольких месяцев. Fashion онлайн-ретейлер KupiVIP в период пандемии изменил стратегию и решил продавать FMCG-товары.

Как рассказали в пресс-службе Wildberries, продажи продуктов питания в августе выросли более чем в 8 раз год к году в штуках. Наиболее динамичный рост показали категории детского питания – рост почти в 10 раз. Онлайн-ретейлер торгует продуктами питания с 2018 года, однако впервые в этом году поднялся на пятую строку в рейтинге топ-10 интернет-продавцов продуктов питания (по версии INFOline) с девятой позиции, которую он занимал в 2019 году. 

«Рынок e-grocery по-хорошему лихорадит. И этой осенью мы увидим выход крупнейших российских маркетплейсов на этот рынок. Торговля продуктами питания даст им возможность увеличить частоту покупок на своих платформах. Поэтому существующим игрокам придется учитывать выход новых компаний в своих концепциях. Рубка за место под солнцем будет не детской», — предрекает генеральный директор аналитического агентства INFOLine  Иван Федяков, не исключая, что маркетплейсы вполне могут потеснить нынешних крупных игроков рынка и занять лидирующие позиции.

 

Как меняется логистическая инфраструктура

Стремление продавцов снизить издержки ведёт к изменению всей структуры логистики: от получения товара со склада производителя до вручения его клиенту. Логистические процессы идут по пути сокращения участия людей в массовых рутинных операциях и информировании. Логисты оптимизируют процессы, чтобы за один маршрут водитель успевал развести заказы максимальному количеству покупателей.

Генеральный директор компании "Цайняо" (входит в Alibaba Group) Вячеслав Савин отмечает, что для России вложения в инфраструктуру будут критически важны ещё долгое время. Выход крупных маркетплейсов в города среднего размера требуют инвестиций в новые склады, оптимизацию IT и маршрутной сети, а также расширение пула офлайн-партнеров по выдаче заказов.

Эксперты прогнозируют, что число офлайновых магазинов в ближайшие годы будет снижаться. Руководитель группы стратегического консультирования в секторе недвижимости PwC Анна Данченок считает, что в ближайшие 10 лет следствием дальнейшего снижения площадей арендаторов и посещаемости торговых объектов станет уменьшение средней площади новых торговых центров. Например, в Москве в существующих объектах высвободится около 600 тыс. кв. м торговых площадей, или 9% от текущего объема арендопригодных площадей, которые потребуют реновации или радикально изменят назначение.

Этот значит, что доля онлайн-продаж продолжит расти и дальше. Будущее развитие e-сommerce в России зависит от многих причин. Политологи предсказывают, что из-за ситуации в Беларуси и возможного введения новых санкций курс рубля продолжит снижаться. Осенью возможно наступление второй волны пандемии — если это сбудется, то приведёт к новым проблемам офлайн-игроков. Пока россияне наращивают отложенный спрос и ждут, что будет дальше, у ретейла есть время пересмотреть бизнес-стратегии и выделить наиболее эффективные из них. 

На международной конференции AERO (AliExpress Russia Online Conference) 8 октября, которая состоится в формате онлайн-трансляции, соберутся более 5 000 участников российского, европейского и азиатского рынков электронной торговли на одной онлайн-площадке. Участники конференции обсудят какой глобальный опыт может быть применим для российского бизнеса, прибыльные бизнес-модели и новые ретейл-форматы, какие локальные факторы и тренды будут влиять на отрасль e-commerce в ближайшее время, какую стратегию выбрать в зависимости от масштаба и типа бизнеса.

 

 

Портал предпринимателей Smallbusiness.ru работает при поддержке digital-агентства «Интериум».
Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/